Открытый урок ИЗО 5 класс
Тема: Связь времен в народном искусстве. Золотая хохлома
Методическая цель: Познакомить с разновидностями народных промыслов, показать их значимость в современное время, посредством различных педагогических технологий.
Цель:
· Образовательная: выявить связь времен в народном искусстве, познакомить с историей и особенностями хохломской росписи, овладеть приемами хохломской росписи при выполнении практических заданий;
· Воспитательная: формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу, развивать чувство любви к родному краю;
· Развивающаяся: развивать умение добывать информацию из различных источников, развивать у учащихся образное представление, творческое мышление, фантазию, развивать творческие способности, содействовать развитию эстетического вкуса;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: плакаты, презентация, рисунки, учебные принадлежности для ИЗО, выставка изделий русского народного творчества
Зрительный ряд: Образцы орнамента хохломской росписи
Музыкальный ряд: русская народная музыка, песня «Золотая хохлома» http://youtube.com/watch?v=1u85PbYFhGg
Видеоряд: видеоролик «Город мастеров» http://www.youtube.com/watch?v=fUrO3BSuEFs
Учитель: Садирмекова Марина Александровн
Вопросы для самоанализа |
Слайды Музыкальный ряд Видеоряд |
Ход урока |
||||||||||||||
Подготовка к уроку, приветствие |
Слайд 1 |
1. Мобилизация · Приветствие · Готовность к уроку
2. Целепологание. Сообщение темы раздела. - Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком тем «Связь времён в народном искусстве», вспомним, о тех народных промыслах, которые мы изучали и познакомимся с еще одним видом художественного народного промысла.
|
||||||||||||||
Самостоятельное формулирование целей учащимися (интерактивный приём)
Обращение к знаниям, полученным ранее, жизненному опыту учащихся (личностно ориентированное обучение)
Подведение предварительного итога
Знакомство с новой темой
Формирование умения учащихся сбора информации по новой теме из различных источников
Аналитическая беседа
Осуществление межпредметных связей (музыка – искусство)
На этапе рассмотрения материала использована наглядность, видеоролик – учащиеся должны сделать вывод на основе анализа увиденного и услышанного и обобщить (анализ – синтез)
Как сэкономить время на уроке? Просто, совместить несколько этапов: анализ художественного материала и физминутку
|
Слайд 2
Слайд 3 Слайды 4 - 9
Слайд 10
Музыкальный ряд Песня «Золотая хохлома» сл. А.Колкер, муз. М.Рябинин исп. М.Пахоменко http://youtube.com/watch?v=1u85PbYFhGg
Видеоряд «Город мастеров»
http://www.youtube.com/watch?v=fUrO3BSuEFs
Слайд 11 Прорисовывание элементов в воздухе кистью руки, «обвести узор» глазами
Цветовой ряд
Слайд 12 Музыкальный ряд Русская народная песня \ фон - тихо \
|
- Для того, чтобы работа была плодотворной, соберем «Корзинку» необходимых качеств - Итак, на уроке нам понадобятся: · Внимание · Старание · Усердие · Точность · Наблюдательность · Трудолюбие
3. Актуализация знаний. - В добрый путь! Самое время отправиться на ЯРМАРКУ РЕМЕСЕЛ! -Назовите русский народный промысел. -В чем его особенность?
Фронтальная беседа - Для чего нужны ремесла? - Когда зародились эти ремесла? - Имеют ли эти ремесла продолжение в современной жизни? Где?
Вывод: Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями, люди осваивают космическое пространство, изобретают роботов. Современный мир постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье.
Тема урока - Сегодня мы познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами еще одного народного промысла.
\Учитель читает стихотворение \
-Послушайте песню и ответьте на вопросы: · Где зародился промысел? · Что используется для узора? · Какие изделия изготавливают мастера? Ответы на вопросы
-Есть у меня еще несколько вопросов: · Из какого материала изготавливают изделия хохломы? · Каков процесс изготовления изделия? · Какие основные цвета используются для хохломской росписи? \ Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый – цвета природы\ Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный -торжественность/. - Чтобы найти ответы на эти вопросы отправимся в город мастеров · А нужна ли нам, в современное время хохломская роспись?
4. Анализ художественного материала. Работа с плакатом + ФИЗМИНУТКА
5. Практическая работа. Постановка художественной задачи
- А теперь, с помощью волшебной кисточки, оживим посуду, распишем ее красочными узорами. \самостоятельная работа \
Мудрость В народе говорят: если ремеслу более 100 лет, то это народный промысел. Выставка работ учащихся |
||||||||||||||
Приём «Удивляй!» способен вызвать неподдельный интерес к к народному промыслу
Рефлексия Эмоциональное завершение урока |
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15 |
- А сейчас мне очень хочется вас удивить! И молва идёт не зря Через горы и моря, Восхищается весь мир - Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо-краски, Ух, российские умы! И по свету бродят сказки И улыбки Хохломы. -Хохломская роспись так полюбилась русскому народу, что в современное время ею расписывают: · Мебель · Посуду · Елочные игрушки · Часы · Обувь и одежду · Компьютерную технику · Машины · Самолеты · И даже… Основной элемент хохломской росписи ЖАР – ПТИЦА, присутствует на российской олимпийской форме 6. Подведение итога урок
Рефлексия · Меня удивило… · Я почувствовал… · Я умею…
Урок ПОНРАВИЛСЯ – НЕ ПОНРАВИЛСЯ Домашнее задание: завершить работу
Уборка рабочего места |
Образцы хохломской росписи ( для распечатки учащимся)